Ученые провели «концлагерный эксперимент» в экс-тоталитарной стране
Психологи впервые провели знаменитый «концлагерный» эксперимент Милгрэма на территории Польши и не нашли различий в поведении людей в демократической Америке и в бывшей тоталитарной стране. Результаты опытов были опубликованы в журнале Social Psychological and Personality Science.
«Когда люди впервые узнают об экспериментах Милгрэма, они всегда говорят, что «я никогда бы так не поступил». Но наше исследование в очередной раз продемонстрировало то, как сильно ситуация влияет на поведение человека и как легко он соглашается делать то, что он считает постыдным или неприятным», — рассказывает Томаш Гжиб (Tomasz Grzyb) из Университета гуманитарных и социальных наук во Вроцлаве (Польша).
Гжиб и его коллеги следовали по стопам знаменитого американского психолога Стэнли Милгрэма. Он провел в 1960 годах в Йельском университете серию экспериментов, в рамках которых ряд студентов примерил на себя роль «учителя», который учил добровольца лучше запоминать слова, используя электрошок для подкрепления запомненной информации.
Испытуемые под контролем руководителя-психолога должны были наказывать своего партнера электрическим током за каждый неправильный ответ, увеличивая напряжение с 15 до 450 вольт. На самом деле электротока не было, а роль партнера выполнял актер, который в ходе эксперимента умолял остановиться, а «начальник» при этом требовал продолжать опыты «любой ценой».
Фактически, данные опыты были своеобразной эмуляцией нацистских концлагерей, проверкой того, могли ли сотрудники этих фабрик смерти, как заявлял нацист Адольф Эйхман, «просто исполнять приказ» или же они добровольно и осознанно участвовали в организации Холокоста.
Эксперимент и его результаты, показавшие почти тотальную готовность большинства людей причинять боль невинным согражданам по приказу начальства, вызвал массу недовольства в научной и общественной среде. Некоторые ученые усомнились в профпригодности Милгрэма и обвинили его в манипуляции данными и плохом сокрытии сути опытов от добровольцев, а ряд его коллег и общественных деятелей пригрозили отдать психолога под суд.
В последствии, как рассказывает Гжиб, многие люди начали говорить о том, что «проверка на тоталитаризм» может привести к разным результатам в странах, которые никогда не были тоталитарными, и в государствах, где недавно господствовал тоталитаризм. К числу первых традиционно относят США, а ко вторым — страны Восточной Европы и бывшего СССР.
Гжиб и его коллеги проверили, так ли это, набрав группу из 80 добровольцев, в число которых входили как молодые поляки, никогда не жившие во времена тоталитаризма, так и пожилые люди в возрасте 60-69 лет. Их детство и молодость пришлись на времена существования «Солидарности» и других организаций по борьбе с советским строем, и поэтому они хорошо знали, к чему приводило неповиновение.
И молодые, и пожилые поляки, как показали наблюдения за их поведением во время «улучшения памяти» у других добровольцев, были так же готовы выставить максимальное напряжение на электрошокере, как и их американские предшественники, жившие во времена холодной войны. Число таких «исполнителей приказа» — 90% — в целом соответствовало тому, что получил Стэнли Миллер 50 лет назад.
Что интересно, подобное желание исполнить приказ падало на 9-10% в том случае, если «студентом» выступала девушка или женщина. Почему это было так, ученые пока не знают, так как число добровольцев было слишком небольшим для проверки потенциальных объяснений такого милосердия.